В
результате проведения изучения адаптационного периода среди учащихся 5 Б класса
были получены следующие данные:
Уровень
тревожности (сумма баллов):
0 - 37 баллов – низкий уровень – 23
38 - 52 баллов – норма (оптимальный)
уровень - 1
53 – 75 баллов – высокий уровень -0
Полученные результаты свидетельствуют о том,
что классным руководителем проведена большая работа по преодолению сложностей
адаптационного периода и выбраны правильные стратегии взаимодействия с
коллективом класса.
Результаты представлены на Совете Лицея
и родительском собрании.
Педагог-психолог
МБОУ «Лицей №13»
Старченко В.А.
ноябрь
2012 года
О методике диагностики подростковой тревожности «Филипс-тест»
Тест
состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут
предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить
"да” или "нет”.
При
обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые не совпадают с
ключом теста. Например, на 58 вопрос ребенок ответил "да”, в то время как в
ключе этому вопросу соответствует "нет”. Ответы, несовпадающие с ключом,
регистрируют проявления тревожности.
При
обработке подсчитываются:
— во-первых, общее число несовпадений по
всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности
ребенка; если оно больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой
тревожности;
— во-вторых, число несовпадений по
каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности
определяется так же, как в первом случае.
Содержательная
характеристика каждого синдрома:
1) Общая тревожность в школе
– общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его
включения в жизнь школы.
2) Переживания социального
стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его
социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
3) Фрустрация потребности в
достижении – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать
свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т.д.
4) Страх самовыражения –
негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью
самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих способностей.
5) Страх ситуации проверки
знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки,
особенно публичной, знаний, достижений, возможностей.
6) Страх не соответствовать
ожиданиям окружающих – ориентация на значимых других в оценке своих
результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых
окружающими, ожидание негативных оценок.
7) Низкая физиологическая
сопротивляемость стрессу – особенности психологической организации, снижающие
приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие
вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор
среды.
8) Проблемы и страхи в
отношении с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со
взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.