Среда, 25.06.2025, 05:43
Ещенко Ирина Валерьевна
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Описание педагогического опыта.

Ещенко Ирина Валерьевна

МБОУ « Лицей№13» города Троицка Челябинской области.

 

Развитие коммуникативной компетенции при обучении английскому языку посредством реализации игровых технологий через компьютерные среды и личностно-ориентированный подход.

 

Сегодня средняя российская школа отнюдь не обделена вниманием государства. Она оказалась в перекрестии сразу нескольких реформаторских стратегий. Во-первых, это трансформация системы среднего образования под стандарты ЕГЭ; во-вторых, это преобразования в рамках Национального проекта "Образование", в-третьих, это общая реформа бюджетной сферы государства, где школа как институт занимает центральное положение. Это – кроме разнообразных "экспериментов", проводимых Министерством образования и науки и региональных инициатив. И – на фоне собственной бурной жизни в стихии рынка разных видов школ, гимназий, лицеев, учреждений дополнительного образования...

 В среде работников образования положительно оценивают заявления Д.А. Медведева о приоритетных направлениях развития образования и основах национальной образовательной стратегии – "Наша новая школа". Я присоединяюсь к этому мнению других учителей об инновационном развитии школы и своими действиями в своем учебном  английский язык как учителя-предметника и как учителя-наставника  прилагаю все усилия для обновления и развития нашего образования.

 В последнее время многие педагоги отмечают снижение познавательной активности детей различных возрастных групп. Это связано не только с несформированной учебной мотивацией, но все ещё доминирующими в сегодняшней школе репродуктивными методами обучения. Кроме того, увеличение объема учебного материала приводит к тому, что механического запоминания уже недостаточно, чтобы воспроизвести успешно на уроке все то, что ребенок должен выучить дома.

Дети 21 века  отличаются  от моих сверстников, подростков 20 века. На смену книги, единственному источнику знаний приходят многочисленные интернет-ресурсы и конечно для того, чтобы удовлетворить их спрос, я  наравне с другими педагогами перестраиваю свою работу с детьми, то есть их обучение. Мы входим в новый этап современной педагогики – Интернет-педагогики.

 Компетентностный подход, который активно вытесняет знаниевую парадигму из дидактики, требует не столько усвоения информации о чем-либо, сколько умение эффективно применять полученные знания на практике, оценивая своевременность, уместность, целесообразность, что приведет к формированию информационной компетентности. В связи с этим игровые технологии на базе ИКТ помогают в решении многих из перечисленных выше проблем.

 Число наиболее значимых проблем, которые совместными усилиями пытаются преодолеть  педагоги нашего лицея входят

1.     неудовлетворительный уровень психофизического здоровья, интеллектуального развития и эмоционального благополучия детей,

2.     утрата детьми открытости окружающему миру, положительного самоощущения, здорового любопытства и творческого потенциала, инициативности;

3.     сохранение формальной, «ЗУНовской» ориентации образования;

4.     преобладание «безличного» стиля общения взрослых с детьми и др.

В совокупности они предполагают, с одной стороны, совершенствование уже имеющихся подходов к организации и содержанию учебно-воспитательного процесса в учреждении, а с другой – разработку новых, рационально выстроенных, продуктивных педагогических технологий, в том числе с использованием информационно-коммуникационных. Последний аспект, на наш взгляд особенно важен, т.к. увеличение объема информации требует от выпускников не столько её запоминания, сколько умения отбирать необходимую информацию и анализировать её. Эти навыки составляют необходимый элемент информационной компетентности сегодняшних школьников.

Для учителя английского языка основной целью стоит формирование коммуникативной компетенции. 'Коммуникативная компетенция' – это способность реализовать лингвистическую компетенцию в различных условиях речевого общения, с учетом социальных норм поведения и коммуникативной целесообразности высказывания. Формирование коммуникативной компетенции является основной и ведущей целью обучения иностранному языку. Ее ведущим компонентом являются речевые (коммуникативные) умения, которые включают умение говорения, умение чтения с пониманием, умение понимания на слух и умение письма.). Для развития и формирования данной компетенции в нашем образовательном пространстве используются педагогические инновационные средства, методы, подходы и технологии.

Одним из возможных средств изменения сложившейся негативной ситуации видится более широкое и осознанное использование педагогами тех ресурсов и технологий, которыми обладает игра. Игра, основанная на компьютерных технологиях, способна совершить переворот в дидактике.

Разумеется, одна или несколько игр, даже представленных на экране монитора, не могут обеспечить успеха в решении всех стоящих задач. В то же время педагогическому процессу вредит стихийное и неумелое использование игр, которые превращают их в псевдоигры. На наш взгляд, наиболее удобной стратегией педагогической деятельности является конструирование и реализация в работе с детьми целостных игровых программ, т.е. систематизированных наборов игр, которые направлены на достижение тех или иных задач и предлагаются детям в соответствии с поэтапной логикой пространственно-временного развертывания игрового воздействия. Поэтому наша работа очень актуальна в настоящее время и особенно в МБОУ "Лицей № 13" , как инновационное заведение, работающее в данном направлении.

Цель: Развивать коммуникативную компетенцию  реализуя игровые технологии посредством компьютерных сред и личностно-ориентированного подхода в рамках естественнонаучной концепции лицейского образования.

 Задачи:

·          формирование знаний по грамматике, лексике, чтению, аудированию, письму по английскому языку;

·          развитие познавательного интереса к изучению английского языка;

·          осуществление междисциплинарных связей английского, информатики и других предметов лицея;

·          осуществление надпредметности в рамках естественнонаучной концепции лицейского образования;

·          развитие коммуникативной культуры школьников. Под коммуникативной культурой понимается формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной компетенции, необходимой для общения в пределах порогового и продвинутого порогового уровня; обучение нормам межкультурного общения на иностранном языке; развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке в условиях официального и неофициального общения.

Методологической основой работы являются основные положения работ отечественных ученых в области:- психологии (Д.Б. Эльконина, В.С. Мухиной);- психолингвистики (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, И.А.Зимней); - педагогики (лингводидактики (Н.Д. Гальсковой, А.А. Деркача); методики преподавания иностранного языка (И.Л. Бим, И.А. Зимней, А.Н, Утехиной, А.Н. Леонтьева).,С.А. Старченко, Д.Л.Белоусов

Теоретическая значимость  состоит в том, что в качестве основных подходов к решению проблемы выбраны личностно-ориентированный и личностный подход.

Практическая значимость опыта работы заключается в том, что: - результаты исследования могут быть использованы в учебной практике средней школы; - выводы и материалы опыта могут быть использованы при разработке школьных программ, учебников иностранного языка, методических пособий для учителей. Достоверность результатов работы подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, целенаправленным использованием данных лингвистики, психологии и методики; позитивными результатами проведенного работы.

      В связи с этим внедрение игровых технологий с использованием ИКТ становится особенно актуальным, что требует особого внимания педагогов к данной проблеме.


                 Другие формы, способствующие развитию   коммуникативной компетенции в МБОУ « Лицей №13».

         Обращение к материалам краеведческого характера и других предметов является важным источником стимулирования интереса к изучению иностранного языка. Опора на сведения краеведческого характера содействует реализации принципа ситуативности, приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Это отвечает принципам культурологического подхода в обучении английскому языку. Диалог культур предполагает наличие как минимум двух различных культур в процессе обучения. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Считаю важным включить в опыт эти элементы, поскольку они содействуют личности в познании самой себя, её самовыражению, обретению подлинной свободы в соответствии со своими ценностями и убеждениями. Познание самого себя всегда начинается с познания окружающей действительности, обретения своего места в этом мире. Однако такое образование происходит во многом стихийно, и часто молодые люди знают о мировой культуре больше, чем о культуре своей родины. Не зная собственной культуры, молодёжь не испытывает чувства гордости за свою страну. Между тем в Стратегии модернизации образования в качестве главного результата рассматривается готовность и способность молодых людей нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие всего общества.

        Индивидуализация обучения и автономность является ещё одним важным образовательным фактором в условиях современной модернизации образования. Учебный процесс, ориентированный на обучаемого, предполагает, что ученики сами определяют цели и задачи своей деятельности, отбирают нужный материал, планируют содержание этой деятельности и осуществляют её, добиваясь искомого результата. В таком случае определённый уровень автономии является необходимым психологическим условием успешной деятельности ученика. Автономное учение предполагает более последовательную ориентацию на самостоятельность учебного труда школьников. Всё это означает способность школьников принимать на себя определённую долю ответственности за ход и результаты процесса овладения английским языком. А учитель направляет, корректирует, контролирует.

      Условия, необходимые для организации автономного учения, включают два основных момента:

·          психологическую готовность и желание учащихся учиться самостоятельно; готовность учителя организовать и направлять их деятельность;

·          способность учеников действовать в соответствии с собственными внутренними мотивами и целями; способность учителя создать необходимые условия для автономного учения и правильно определить своё место в этом процессе.

Обращение к реальному жизненному опыту учащихся является одним из наиболее приемлемых выходов для обеспечения этих условий.

        Художественный или учебный аутентичный фильм является одним из самых привлекательных и эффективных средств обучения английского языка. Отсюда вытекает необходимость организовать работу с фильмом на уроке английского языка. Целями и задачами такой работы являются: получение страноведческой информации, совершенствование навыков аудирования и говорения, а также развитие у учащихся эстетического вкуса.

        Современные отечественные УМК и зарубежные пособия позволяют сделать процесс обучения более эффективным и интересным. Они дают школьникам образцы современного разговорного английского языка.

      Участие в школьных и международных Интернет-проектах даёт возможность учащимся проявить свои творческие способности в проектной деятельности и осуществить прямую иноязычную коммуникацию.

       Участие школьников в многочисленных конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях позволяет учащимся  как проявить себя с лучшей стороны, так и критично оценить свои знания и умения и наметить пути их дальнейшего совершенствования.

        Проведение декады английского языка открывает новые возможности для детского творчества. Ученики всех параллелей пробуют свои силы в художественном и научном переводе, в создании иллюстраций к английским стихотворениям и тематических плакатов. Они соревнуются в чтении стихов на английском языке, участвуют в викторинах и занимательных уроках.

       Работа лабораторий и спецкурсов для поддержания интереса к изучению английского языка  и для оказания помощи в подготовке к сдаче ЕГЭ. Основной спецкурс « Основы языкознания». Данное объединение работает с детьми во всех направлениях указанных выше и имеет положительную динамику роста результативности учащихся. Учащиеся МБОУ « Лицей№13» активно и всегда результативно принимают участие в традиционных, ежегодных научно-практических конференциях разного уровня. Эти выступления помогают преодолевать неуверенность, дают возможность самоутвердиться, вырабатывают волевые качества, развивают ораторское искусство, формируют интеллектуальные умения иногда помогают выбрать профессию.

       Работа дистанционно с учащимися через интернет –ресурсы Skype, e-mail, сайты, при длительном отсутствии ученика или при подготовке к конкурсам и олимпиадам, а так же к научно-исследовательским конференциям

 Результативность работы можно увидет

Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • 2025