Волшебный
мир сказок А.С.Пушкина»
Звучит
музыка «В гостях у сказки».
Цели
мероприятия:
Обобщать знания учащихся по сказочному творчеству
А.С.Пушкина;
Воспитывать у учащихся интерес к творчеству
А.С.Пушкина, эстетические чувства.
Развивать у учащихся коммуникабельность, творческие
способности, память, мышление, внимание, речь, эмоционально-волевую сферу.
Ход
мероприятия:
Ведущий.
– Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые. Сегодня мы собрались на
литературный праздник «Волшебный мир сказок А.С.Пушкина». В этом году, 6 июня
А.С.Пушкину исполнилось 210 лет со дня рождения. Пушкин! Наверное, трудно найти человека,
который бы не знал этого имени. Он и ныне самый любимый и чтимый поэт не только
в нашей стране, но и в мире.
Ученик. – По-русски
говорим мы с детства,
Но
волшебство знакомых слов
Мы обретаем,
как наследство
В сиянье
пушкинских стихов.
Поэт не стал
далёкой тенью,
Святыней,
отданной в музей.
Он шумно
празднует рожденье
Среди
бесчисленных друзей.
Библиотекарь.
– Здравствуйте, мои дорогие! Я – школьный библиотекарь. Сегодня мы поговорим о
великом русском поэте А.С.Пушкине и его
замечательных сказках.
Звучит
«Песня о сказке» - (Шаинский, Энтин).
Раздаётся
стук в дверь.
Библиотекарь
– Войдите, пожалуйста.
Входит Вовка. – Ой, куда это
я попал?
Библиотекарь.
– Ты пришёл в школу к ребятам. А тебя как зовут?
Вовка
–
Я – Вовка из книжки «Вовка в тридесятом царстве».
(На экране показ фрагмента из мультфильма «Вовка в
тридесятом царстве»).
Вовка – А что вы тут делаете, а?
Библиотекарь. – Мы собрались для того, чтобы
совершить путешествие по сказкам великого русского поэта А.С.Пушкина, которому
в этом году исполнилось бы 210 лет со дня рождения.
Вовка. – Путешествие по сказкам! Вот здорово! Это я
люблю.
(Увидел
портрет Пушкина). – А это кто такой важный?
Библиотекарь. – Стыдно, Вова не знать, это же
великий русский поэт – А.С.Пушкин.
Вовка. – А почему он сам сегодня к вам не пришёл?
Библиотекарь. – Потому что он жил очень давно, в 19
веке. Родился А.С.Пушкин 6 июня 1799 года в городе Москве в семье помещика
Сергея Львовича Пушкина. Маленький Пушкин вёл себя как все дети: то был
молчаливым, вялым; но очень подвижным и шаловливым. Он очень любил слушать
сказки, которые рассказывала ему его няня – крепостная крестьянка Арина
Родионовна. А когда А.С.Пушкин вырос и стал поэтом, он пересказал некоторые
сказки няни стихами.
Вовка. – Вот здорово! Скорее бы попасть в эти
сказки.
Библиотекарь. – Ну что ж, начнём наше путешествие.
(Звучит
мелодия).
Вовка. – Куда это мы попали?
Ведущий. – Мы попали в Лукоморье. У Пушкина есть
поэма «Руслан и Людмила». Начинается она всем известными строками.
Ученик
читает отрывок «У лукоморья дуб зелёный», на экране – иллюстрация.
В зале
появляется кот. – Кто это к нам пожаловал?
Библиотекарь. – Это ребята. Мы хотели совершить
путешествие по пушкинским сказкам, а попали сюда.
Кот. –
Правильно. Дорога в Пушкинское государство идёт через наше Лукоморье.
Библиотекарь.
– Пропусти нас, пожалуйста. Нам не терпится увидеть чудеса.
Кот. – Ишь,
какие хитрые. А вы сказки Пушкина читали? – Молодцы! Милости прошу в наше
царство!
(Звучит
музыка из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок»).
На сцене царь ремонтирует стул.
Вовка. – Эй, царь!
Царь (подпрыгнув) – Ой, кто здесь?
Вовка. – Это я, Вовка. А это – ребята. А в какую мы
сказку попали?
Царь. – А вы посмотрите и отгадайте!
На экране
показывается отрывок из «Сказки о золотом петушке».
Царь. – Ну, какая это сказка?
Учащиеся
отвечают.
Царь. – Правильно. Вы в «Сказке о золотом петушке»
А.С.Пушкина.
Библиотекарь. – Ну что ж, уважаемый царь, нам надо
отправляться дальше!
Царь. – Как же, так я вас и отпустил. Вот отгадаете
мои загадки, тогда посмотрим.
Вовка. – Опять отгадывать! Надоело! Я думал, что в
сказках только и делай, что ничего не делай.
Царь. – Что?! Эй, стража!
Вовка. – Нет! Нет! Буду!
Библиотекарь. – Мы согласны. Ребята отгадают.
Царь. – Тогда слушайте, думайте и отвечайте.
1.Кто подарил царю Дадону золотого петушка? (Мудрец
– звездочёт).
2.Что должен был делать золотой петушок?
3. Как золотой петушок предупреждал царя Дадона об
опасности? (Кари-ку-ку, царствуй, лёжа на боку).
Царь. – Ладно уже, идите в другую сказку, да мою не
забывайте.
(Звучит
музыка на тему «Море»).
На сцене сидит старуха, перед ней разбитое корыто.
Вовка. – Здравствуй, бабушка! Это мы в какую сказку
попали?
Старуха. – А ты посмотри и догадайся.
Вовка. – И тут надо что-то отгадывать. Ладно, уж.
Учащиеся
показывают инсценировку отрывка из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Библиотекарь. – Ребята! А вы догадались, как
называется эта сказка А.С.Пушкина?
Учащиеся
отвечают.
Вовка. – Вот бы мне золотую рыбку повидать.
Старуха. – Да вот оно, море-то, рядом.
Вовка. – Ух, ты, побегу.
Старуха. – Попросил бы ты мне, милок, у неё корыто!
Вовка. – Сначала корыто, потом стиральную машину.
Нет уж.
(Вовка
подходит к карте, на которой изображено море).
Вовка. – (кричит) – Эй, золотая рыбка! Золотая
рыбка! Ты что, не слышишь что ли?
(Появляется рыбка. Потягивается).
Рыбка. – Ах, кто меня разбудил?
Вовка. – Здорово, золотая рыбка.
Рыбка. – Ой, кто такой невежа?
Вовка. – Это я – Вовка. Я хочу, чтобы ты…
Рыбка. – Что? А ты сплёл невод? Ты меня поймал? Эй,
слуги мои морские! Выбросьте этого невоспитанного человека в море!
Вовка. – Ребята, спасите!
Библиотекарь. – Помилуй, Государыня Рыбка, он больше
не будет. Мы пришли к тебе с добром. Хотим познакомиться с героями твоей
сказки.
Рыбка. – Я согласна. Только сначала я хочу узнать,
читали ли вы эту сказку.
Ответьте на мои вопросы.
1.Где жили старик со старухой? (в землянке).
2.Сколько лет они жили вместе? (тридцать лет и три
года).
3.Сколько раз закидывал старик невод в море? (три).
Рыбка. – Молодцы! Порадовали меня! Идите в следующую
сказку!
(Звучит музыка, входит царевич Елисей).
Елисей. – «Ветер! Ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь
стаи туч,
Ты волнуешь
сине море,
Всюду веешь
на просторе,
Не боишься
никого,
Кроме бога
одного.
Аль
откажешь мне в ответе?
Не видал ли
где на свете
Ты царевны
молодой?
Я жених
её».
Вовка. – Ты что ль тоже рыбку просишь? Ты кто такой?
Из какой сказки?
Елисей. – А разве ты меня не узнаёшь? Как обидно. Я
– королевич Елисей. Ищу свою невесту.
Вовка. – Невеста потерялась?! Ха-ха! И такое бывает!
Слушай! Я тут зеркальце нашёл! Давай в него посмотрим, оно волшебное. Может
быть, оно покажет, где твоя невеста?
(На экране
фрагмент из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»).
Библиотекарь. – Ребята! А вы догадались, в какой мы
сказке А.С.Пушкина? Молодцы! Ну что ж! пора отправляться в другую сказку.
Королевич Елисей обязательно отыщет свою невесту.
Елисей. – Спасибо! В добрый путь!
(Звучит
музыка Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Выходит Царевна-Лебедь).
Вовка. – Вот это да! Красота! Ты кто такая? Это мы в
какую сказку попали?
Царевна-Лебедь. – Отгадайте!
(Учащиеся
инсценируют отрывок из «Сказки о царе Салтане»).
Ведущий. – Ребята, в какую сказку мы попали?
(Учащиеся
отвечают).
Ведущий. – Да, мы в «Сказке о царе Салтане».
Царевна-Лебедь. – Я принимаю ваш ответ.
Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Добро пожаловать в мою сказку!
Ведущий. – Спасибо.
Царевна-Лебедь. – Вы догадались, кто я? (Ответ).
Ой, вы,
гости-господа,
Долго ль ездили? Куда?
Ведущий. – Мы путешествуем по сказкам А.С.Пушкина. в
трёх уже побывали, вот и к вам попали, хотим про чудеса услышать.
Царевна-Лебедь. – Хорошо, я и мои помощники
расскажем вам о чудесах.
Слушайте о первом чуде.
Остров на море лежит,
Град на острове стоит.
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами.
1 помощник. – Ель растёт перед дворцом,
А под ней
хрустальный дом;
Белка там
живёт ручная,
Да затейница
какая!
Белка
песенки поёт
Да орешки всё грызёт.
2 помощник. – В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит,
подымет вой,
Хлынет на
берег пустой,
Разольётся в
шумном беге,
И очутятся
на бреге,
В чешуе,
как жар горя,
Тридцать три
богатыря.
Все
красавцы удалые,
Великаны
молодые,
Все равны,
как на подбор,
С ними
дядька Черномор.
3 помощник. – За морем царевна есть,
Что не
можно глаз отвесть:
Днём свет
божий затмевает,
Ночью землю
освещает,
Месяц под
косой блестит,
А во лбу
звезда горит.
Вовка. – Я, я знаю! Вот она и есть! (показывает).
Библиотекарь. – Молодец, Вова, исправляешься.
Вовка. – Я тоже кое-что знаю.
Царевна-Лебедь. – Тогда перечисли чудеса на острове
Буяне.
Вовка. – Белка, 33 богатыря, Царевна-Лебедь.
Царевна-Лебедь. – Вова, тебе ещё вопрос.
Вовка. – Не хочу. Надоело.
Царевна-Лебедь. – А чего же ты хочешь?
Вовка. – Во-первых, мороженого, во-вторых, пирожных,
в-третьих, чтоб не учиться.
Царевна-Лебедь. – Тогда тебе нужно в другую сказку,
к Балде. Он, что ни прикажешь, всё за тебя сделает.
Вовка. – Вот здорово! Скорей бы туда попасть!
Царевна-Лебедь. – Счастливого пути! Не забывайте
нас!
(Звучит
музыка, выходит Балда).
Вовка. – Ты кто?
Балда. – Здравствуй, мил человек! У нас здороваться
принято! А у вас?
Вовка. – Совсем забыл. Здравствуй. Ты, правда, что
ли за меня всё делать будешь?
Балда. – Ага.
Вовка. – Вот здорово! Ну, тогда принеси мне:
во-первых, мороженого, во-вторых, пирожных, в-третьих, конфет. (Балда загибает
Вовке пальцы). Ты и пальцы за меня загибать будешь?
Балда. – Ага! Буду служить тебе славно, усердно и
очень исправно.
В год за
три щелка по лбу. Согласен?
Вовка. – Щелка? Согласен!
Ведущий. – Что ты, Вова! Разве ты не читал эту
сказку?
Вовка. – Нет.
Ведущий. – Тогда посмотри.
(Учащиеся
инсценируют отрывок из «Сказки о попе и о работнике его Балде»).
Балда Вовке. – А ты знаешь, на какую работу меня
нанял поп?
Вовка. – Нет, я эту сказку не читал.
Ведущий к залу. – Ребята, а может, вы знаете?
(Учащиеся
отвечают).
Балда. – Ну, молодец, Вовка, правду сказал, что не
знаешь, кем я работал. А нанял меня поп поваром, конюхом и плотником. А
вообще-то меня трудно обмануть, ведь я в сказке перехитрил всех чертей.
(На экране
фрагмент из мультфильма «Сказка о попе и о работнике его Балде»).
Балда. – Вовка, обязательно прочитай эту сказку.
Вовка. – Я исправлюсь, вернусь домой, все сказки
Пушкина прочитаю.
Ведущий. – Загостились мы, покажи нам, Балда, дорогу
домой.
Балда. – Учёный кот для вас подспорье, ступайте
прямо к Лукоморью.
Кот. – Вот вы и вернулись из путешествия по нашему
царству. Понравилось? Запомните слова А.С.Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней
намёк, добрым молодцам урок».
Ведущий. – В сказках добро побеждает зло.
Вовка. – И я понял, что сказки помогают стать
добрыми.
Ведущий. – Наше путешествие по сказкам А.С.Пушкина
подошло к концу.
Ученик. –
По-русски говорим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обретаем, как наследство
В сиянье пушкинских стихов.
Поэт не стал далёкой тенью,
Святыней,
отданной в музей.
Он шумно
празднует рожденье
Среди
бесчисленных друзей.
|